[Sarlug] http://linuxshop.ru/linuxbegin/article453.html

Paul Galashin wblaze на yandex.ru
Вт Сен 9 18:15:16 MSD 2003

Здравствуйте, Saratov.

Don't think different - Be different
(Другие *NIX-системы)

- Поляков Александр, 08/2003, компьютерная газета -

"Один сатирик вообще утверждал, что конец света наступил в ночь на 1 января 2000 года, но остался незамеченным из-за всеобщего перепоя". Начало новой эпохи редко бывает замечено, примером чему может служить личный пример тов. И.Христа. Человечеству понадобилось несколько веков, чтобы осознать прогрессивность принесенных им концепций. Современный мир, пронизанный нитями телекоммуникаций, шелестящий посланиями, за доли секунды пересекающими океаны и континенты, способен куда быстрее осознать и воспринять новые идеи, но привычка - вторая натура, и новое и лучшее все еще с трудом приживается на наших компьютерах, в наших домах, в нашем мировоззрении.

В 1999 году молодая компания Be Inc выпустила на рынок новую операционную систему BeOS. Построенная на самых прогрессивных решениях, она не была отягощена грузом совместимости со старыми стандартами и вобрала в себя лучшие решения из других операционных систем, воплотила замыслы, многие из которых и по сей день недоступны прочим операционкам в силу их архитектурных ограничений. ОС изначально разрабатывалась для трех платформ: Mac, PC и собственной разработки корпорации, компьютера BeBOX. "БиКоробочка" представляла из себя двухпроцессорную машину на чипах Motorola, но распространения не получила. Операционная система выпускалась в нескольких вариантах: бесплатная Personal Edition, которая устанавливалась в отдельный файл на FAT- или NTFS-разделы из небольшого (~40 Мб) инсталлятора, Developer Edition, сопровождавшаяся комплектом ПО для разработчиков и PRO Edition, в которую входило большое количество разнообразного софта и драйверы под большинство имеющихся в наличии у пользователей устройств.

Основной целью компании был рынок десктопов, сама же BeOS была заявлена как Media OS. Беспроблемное сетевое радиовещание, удобство и скорость работы с видео, графикой, звуком, изначальная поддержка многопроцессорности фактически реализовали рекламный слоган фирмы: "Don't think different - Be different" ("Не думай иначе - будь иным"). Знаменитая демонстрационная программа Media Cube обошла весь мир. В окошке на моем мониторе вращался куб (разворачиваемый также и мышью), на все грани которого можно было перетаскивать мышью файлы картинок и видео, которое, конечно, было не очень удобно просматривать на крутящейся фигуре - но впечатление это производило огромное. При увеличении окна и запуске параллельных процессов демонстрашка нагло отказывалась тормозить, несмотря на отсутствие 3D-акселератора и запуск вместе с ней плейеров, тестовых редакторов и прочего софта.

Исключительно удобный, минималистический (но отнюдь не аскетичный) интерфейс породил множество подражаний начиная с оконных менеджеров для *NIX и заканчивая скинами для WinAmp (правда, я еще не встречал подражателей, которые смогли бы сравниться с оригиналом). Скорость работы системы наводит на подозрения: не подменил ли добрый волшебник "нутро" вашего компьютера на более мощное, когда вы ненадолго отлучились? На одном из российских форумов пользователь BeOS так объяснил свою приязнь к "Бишке":

- Проста, как колесо, быстра, как черт на помеле, и интерфейс красивый, удобный...

Знакомый преподаватель, ведущий программирование в университете, при слове "Беос" оживился:

- Ага, знаю. Приятная такая штучка, вся из себя объектно-ориентированная. API на "Яву" похож немножко. Писать под нее пробовал. Под другие системы - или работа, или приятная работа, а под эту... Ну просто удовольствие, отдых.

Я познакомился с ней во время своих экспериментов с ОС и удивился тому комфорту, который испытываешь при работе в этой среде. Несмотря на то, что при инсталляции BeOS у меня на винчестере были разделы FAT, NTFS, ext2, HPFS, не нашлось такого, который бы она не распознала. Порывшись в системных файлах, я узнал, что, помимо имеющихся, я могу читать разделы "Макинтоша", всех распространенных и нескольких экзотических операционных систем.

На моем Duron 1200 эта ОС грузится за 6-7 секунд с жесткого диска и за 8-9 с компакта. Да-да, с компакт-диска. Причем запись на компакт производится на ту же файловую систему, что и на жесткий диск - BFS. Очень удобно: для демонстрации результатов своего творчества нет нужды тянуть своего приятеля в гости - можно прожечь загрузочный CD-RW и отправиться в гости самому. Свойственной другим ОС проблемы со сменой конфигурации компьютера здесь нет, потому что ОС нигде не хранит данных об этой конфигурации: при загрузке она на лету считывает с шин CardID- и VendorID-идентификаторы устройств и согласно полученным данным подгружает нужные драйверы. Инсталляция системы сводится к тому, что нужно указать Installer'у раздел, на который вы хотите установить ее и копии файлов с установочного (обычно загрузочного) раздела.

Исключительно удобной оказалась идея трансляторов - адд-онов к ОС, похожих на кодеки в Windows. В отличие от кодеков, предназначенных лишь для видео- и звуковых файлов, трансляторы существуют для всех типов данных: транслятор HTML позволит работать с этим форматом в любом текстовом редакторе, а после установки транслятора BePSD я смог загружать файлы, созданные в "Фотошопе", в любую программу, способную хоть как-то работать с графикой (в том числе и "ронять" свои рисунки на грани упомянутого Media Cube). При всем своем функциональном богатстве эти файлы занимают считанные килобайты. Бинарный интерфейс с системой позволяет программисту создавать исключительно компактные программы - навороченный офисный пакет из текстового редактора, электронных таблиц и СУБД весит меньше пяти мегабайт и при этом позволяет полноценно работать с файлами MS Office. Описывать оригинальные достоинства ОС можно было бы очень долго, но...

В 2001 году компания выпустила последнюю, 5.04 версию BeOS и разорилась, не выдержав конкуренции со стороны Windows с ее неизмеримым богатством программного обеспечения и пиратства пользователей, мгновенно растиражировавших коммерческую версию продукта. Остатки корпорации были куплены всем известной PALM, работы над продуктом прекращены, красивая и гармоничная ОС просто медленно, но верно умирала.

Здесь можно было бы завершить красивую и грустную историю, но проснувшееся наконец сообщество BeOS не дало погубить свою любимицу. Как грибы после дождя, стали появляться свободные и коммерческие клоны столь хорошо зарекомендовавшей себя ОС. Такие названия, как OpenBEOS (OBOS), Cosmoe, Sequel, о многом говорят любому энтузиасту BeOS. Немецкая фирма YellowTab, успевшая перед смертью Be Inc лицензировать исходный код ОС, в ближайшее время выпустит OS Zeta - новую, шестую версию операционной системы. И, мне кажется, единожды обжегшиеся на пиратстве люди не станут покупать за три доллара урезанную копию "Би", потому что будут знать: завтра им не придется RTFM (Read This F***ing Manual) для простейших операций в "Линуксе" или проклинать в очередной раз упавший "Мастдай". В крайнем случае они выкачают и установят свободный клон своей любимой ОС.

Что же касается меня... Сейчас на моем компьютере стоят XP (для работы) и BeOS 5.03 (для души). С нетерпением жду выхода коммерческой Zeta, (которую я готов приобрести и оплатить разработчику его нелегкий труд) и первой стабильной версии OBOS. Обе эти ветви моей любимой операционной системы будут использоваться на моем домашнем компьютере. Я ничего не имею против "Линукса", Windows или BSD, но стоит задуматься: неужели лучшее - враг хорошего? Быть может, это логичное и достойное продолжение? Будущее, в которое можно заглянуть сейчас...

Для тех, кто хочет узнать больше, вот мой адрес: Lecosson на mail.ru.

Поляков Александр

--
С уважением,
 Paul                          mailto:wblaze на yandex.ru