[Sarlug] Linux Installation: [Was] Mythbusting Linux

Evgeny Sinelnikov sin на altlinux.ru
Ср Авг 12 19:30:19 MSK 2015

А вот с этого места я бы хотел поговорить отдельно.

12 августа 2015 г., 10:44 пользователь BatraevEM <BatraevEM на mail.ru>
написал:

> ЗЫ: Про салат и лопату. Ивану желтаельно отказаться от привычным ему по
> виндовс идеалогий "скачал запустил некст некст некст финиш". Почитать
> вики по своему дистрибутиву, а если задавать где-то вопрос, то сразу
> писать какой дистрибутив, весьма облегчив себе и другим жизнь.
>
> Насколько вижу в треде уже есть ответы с apt-get, поэтому повторятся не
> буду...

Строго говоря, всё в ЗЫ сказано, не вполне правда, на мой взгляд. Я бы
сказал, совсем не правда. Вопрос не в том, чтобы что-то забыть. Вопрос в
том, что в Linux так не принято.

Но причём тут Linux, если продукт такой? Ведь ключевая проблема в том, что
при всём богатстве линукосов, квалифицированных разработчиков, способных
делать решения работающие на максимальном количестве вариантов
дистрибутивов, крайне мало, поскольку каждая группа разработчиков лучше
знает свой вариант настроек в своей сборке (дистрибутиве) линукса.

В итоге, разработчики программных продуктов имеют огромную проблему с
необходимыми действиями по поддержке различных версий дистрибутивов родным
для них образом. Как правило, этой задачей занимаются мейнтейнеры самих
дистрибутивов, адаптирующие программные продукты под свои дистрибутивы, что
и обеспечивает возможность простой и удобной установки родными средствами
данного дистрибутива. Но это только в случает если продукт открыт под
свободной лицензией.

Далеко не так всё хорошо и просто обстоит дело с проприетарными продуктами.
Там вступают в силу законы рынка. Поддержку своих программных продуктов
компании обеспечивают только для некоторых дистрибутивов. В основном
поддерживаются: Ubuntu (реже Debian), Fedora (или Redhat/Centos для
корпоративного рынка), где-то Suse. Остальное, как получится.

Не все всё видели, кстати. Например, Linux Mint, несмотря на его
популярность, я никогда в живую не видел. Хотя проприетарщики, конечно,
ориентируется на популярность, но не всегда у них это вовремя получается.

Далее вопрос об установке из Архивов. Всё тут очень просто. Вот простая
базовая структура каталогов:
- /usr/bin (программы)
- /usr/lib (библиотеки)
- /usr/libexec (служебные (библиотечные, можно сказать) программы)
- /usr/share (остальное)

Распаковал, обновил кеш библиотек (ldconfig) и всё. Можно запускать.
Но как потом удалить?

Поэтому принято вываленное складывать отдельно в структуру:
- /local/usr/bin
- /local/usr/lib
- /local/usr/libexec
- /local/usr/share
Но это старый стиль, ведь оно тоже смешивается и захламляется. И как потом
удалить что-то одно из кучи установленного?

Поэтому в Linux есть аналог "Program Files" - это каталог:
- /opt
Обычно вся проприетарщина туда просится установиться, если запускать
инсталятор из-под рута.

Но... инсталятор - это тоже программа. И её писать - это отдельная тема. А
поддерживать под кучу дистрибутивов - отдельная проблема. Поэтому, иногда,
в архиве либо просто лежит структура, подобная примеру выше, либо
традиционая свалка аля, Program Files в Windows.

Ну и как же выглядит у нас бинарный Firefox для Linux? Давайте посмотрим:
# cd /tmp
# ls firefox-40.0.tar.bz2
firefox-40.0.tar.bz2
# tar -xf firefox-40.0.tar.bz2
# ls firefox
application.ini  crashreporter.ini   firefox-bin     libmozsqlite3.so
libnssdbm3.so   libsoftokn3.chk  platform.ini      Throbber-small.gif
webapprt-stub
browser          defaults            gmp-clearkey    libnspr4.so
libnssutil3.so  libsoftokn3.so   plugin-container  updater
chrome.manifest  dependentlibs.list  icons           libnss3.so
libplc4.so      libssl3.so       precomplete       updater.ini
components       dictionaries        libfreebl3.chk  libnssckbi.so
libplds4.so     libxul.so        removed-files     update-settings.ini
crashreporter    firefox             libfreebl3.so   libnssdbm3.chk
libsmime3.so    omni.ja          run-mozilla.sh    webapprt

Что же мы видим? Банальную свалку. Копируем её в /opt/firefox и живём
спокойно. Но... в Linux так не принято. Хотя никто не сказал, что не будет
работать.

Просто это неудобно обновлять. Что же каждый раз вручную, что ли? Что все
программы одну за другой из разных мест качать, а потом по всякому разному
вручную ставить, как в Windows? Да застрелиться проще.

Grid Dynamics