Re: [Volgograd] [JT] О пользовательском интерфейсе
Vitalik
vetalman на mail.ru
Вс Мар 21 12:45:58 MSK 2004
Текст в чистом виде
17.03.2004 Евгений Золотов | биография и другие статьи автора
Вероятно, у каждого бывало так, что попавшаяся на глаза статья
переворачивала собственное представление о том или ином предмете.
Несколько дней назад такое случилось со мной, после прочтения отчёта
британца Рича Уэрема, (http://osnews.com/story.php?news_id=6282)
посвящённого разбору вопроса о преимуществах командной строки над
графическим пользовательским интерфейсом. Вообще, тема эта
фантастически обширна, и по своему флейм-потенциалу своему с
лёгкостью затмит даже бурно обсуждаемую сегодня на форумах "Windows
vs Linux". Впрочем, чему удивляться - две темы связаны: именно Linux
славится своей текстовой консолью с замечательно отлаженными за
десятки лет эволюции UNIX-инструментами, а Windows подкупает простым
и понятным графическим интерфейсом. Но пытаться решить вопрос в лоб
бесперспективно, к нему нужно подойти с другой стороны, что и
проделал Уэрем: он усадил группу полных новичков, проходящих
стандартный "курс вождения мышки в офисных пакетах", за Linux-машину
с запущенной консолью (строго говоря, использовался промежуточный
софт, но для пользователей всё выглядело совершенно так же, как если
бы они действительно оказались в консоли свободной ОС), объяснил, что
компьютер переведён в "режим для общения", дал список команд для
начала и предоставил юзерам возможность самостоятельно разбираться с
тем, что они получили.
Помимо грубого погружения "чайников" в цифровую пучину, Рич
сделал ещё один важный шаг. Опираясь на работы Эрика Реймонда, он
теоретически обрисовал повседневное поведение обывателя, не имеющего
дела с компьютерной техникой. В обычной жизни мы не выполняем
нескольких операций одновременно (предпочитая распределить их во
времени и контролировать выполнение процессов только тогда, когда это
покажется нужным нам), мы точно знаем, где находится та или иная
вещь, и мы обязательно ведём диалоги с окружающими нас людьми и
объектами (пример - проверка почты в физическом почтовом ящике).
А теперь, собственно, находки Рича, сделанные им в ходе
наблюдения за пользователями, попавшими в текстовую консоль. Прежде
всего, командная строка оказывается диалогом в чистом виде. Вы
спрашиваете - машина отвечает. При этом единственное промежуточное
устройство, с которым пользователю необходимо научиться работать -
это клавиатура. Вы можете сказать, что мышь и GUI обеспечивают те же
удобства, но вдумайтесь: графический интерфейс живёт в двух
измерениях, тогда как командная строка одномерна (по вертикали - ось
времени) и всё внимание пользователя может концентрироваться только в
одном месте - на курсоре. Дав новичку понять, что компьютер подобен
ребёнку с ограниченным лексиконом, можно добавить в процесс общения
человека и машины столь дефицитный для начинающих комфорт:
пользователь уже не боится компьютера, ибо превосходит его
интеллектуально, а общий синтаксис беседы предельно прост (глагол
плюс название объекта, на который направлено его действие). Такой
диалог воспринимался новичками как совершенно естественный.
Второй важный момент: освоив базовые принципы ведения диалога,
пользователь (как и в обычном мире) получал моментальный доступ к
дополнительной информации, которую мог использовать для
самостоятельного расширения своих знаний. Текстовый интерфейс со
стандартной опцией --help и стандартной командой man, подчиняющейся
правилам общего синтаксиса, помог многим пользователям узнать и
освоить более сложные команды/программы, среди которых были редактор
pico и локальная почтовая служба mail. Инструменты, работающие в
текстовом режиме, многие из прошедших перед этим курс текстовых
редакторов Windows, нашли сравнительно более простыми, поскольку тот
же pico сам объясняет пользователю, что можно и нужно нажимать.
Как ни странно, но тот факт, что на экране в один момент
времени отображается только одна задача, начинающие пользователи
нашли более удобным, нежели обычную (всё на одном экране) оконную
смесь Windows. Впрочем, объясняется такое предпочтение просто: юзеру
ничто не мешает концентрироваться на текущей задаче; когда захочет,
он сможет обратить внимание на другие, отправленные им в фон (принцип
перевода процессов в фоновый режим через добавление к командам одного
символа схватывался на лету всё по той же причине следования общему
синтаксическому стандарту). Здесь, опять-таки, очевидна аналогия с
повседневностью.
Наконец, система последовательного оповещения о работе фоновых
задач (в пику параллельной системе, принятой в мире графических
интерфейсов) даёт пользователю дополнительную уверенность в полном
контроле - как и в реальном мире. Результат нетрудно предвидеть: все
из прошедших через эксперимент нашли командную строку более удобной,
многие изъявили желание перевести свой домашний компьютер в
аналогичный режим (Рич снабдил их копиями Mandrake Linux). Таким
образом, налицо противоречие традиционной точке зрения: GUI
оказывается более сложным в изучении инструментом, требующим наличия
значительного объёма первоначальных знаний (о принципах устройства
данного варианта интерфейса, о последовательности выполнения операций
и т.д.). Так что начинать обучение лучше всего с командной строки.
Впрочем, возражения и идеи принимаются в соответствующем топике на
форуме
(http://forum.computerra.ru/?board=ktbest;action=display;num=1079505067;start=0)
Подробная информация о списке рассылки Volgograd