Re: [Volgograd] [JT] О пользовательском интерфейсе

Vitalik vetalman на mail.ru
Вс Мар 21 12:45:58 MSK 2004


        Текст в чистом виде

        17.03.2004 Евгений Золотов | биография и другие статьи автора

        Вероятно,  у каждого бывало так, что попавшаяся на глаза статья
  переворачивала  собственное  представление  о  том или ином предмете.
  Несколько  дней назад такое случилось со мной, после прочтения отчёта
  британца   Рича   Уэрема,  (http://osnews.com/story.php?news_id=6282)
  посвящённого  разбору  вопроса  о  преимуществах командной строки над
  графическим    пользовательским   интерфейсом.   Вообще,   тема   эта
  фантастически   обширна,   и  по  своему  флейм-потенциалу  своему  с
  лёгкостью  затмит  даже бурно обсуждаемую сегодня на форумах "Windows
  vs  Linux". Впрочем, чему удивляться - две темы связаны: именно Linux
  славится  своей  текстовой  консолью  с  замечательно  отлаженными за
  десятки  лет эволюции UNIX-инструментами, а Windows подкупает простым
  и  понятным  графическим интерфейсом. Но пытаться решить вопрос в лоб
  бесперспективно,  к  нему  нужно  подойти  с  другой  стороны,  что и
  проделал   Уэрем:   он  усадил  группу  полных  новичков,  проходящих
  стандартный  "курс вождения мышки в офисных пакетах", за Linux-машину
  с  запущенной  консолью  (строго  говоря, использовался промежуточный
  софт,  но для пользователей всё выглядело совершенно так же, как если
  бы они действительно оказались в консоли свободной ОС), объяснил, что
  компьютер  переведён  в  "режим  для  общения", дал список команд для
  начала  и предоставил юзерам возможность самостоятельно разбираться с
  тем, что они получили.

        Помимо  грубого  погружения  "чайников"  в цифровую пучину, Рич
  сделал  ещё  один  важный  шаг. Опираясь на работы Эрика Реймонда, он
  теоретически  обрисовал повседневное поведение обывателя, не имеющего
  дела  с  компьютерной  техникой.  В  обычной  жизни  мы  не выполняем
  нескольких  операций  одновременно  (предпочитая  распределить  их во
  времени и контролировать выполнение процессов только тогда, когда это
  покажется  нужным  нам),  мы  точно  знаем, где находится та или иная
  вещь,  и  мы  обязательно  ведём  диалоги  с окружающими нас людьми и
  объектами (пример - проверка почты в физическом почтовом ящике).

        А  теперь,  собственно,  находки  Рича,  сделанные  им  в  ходе
  наблюдения  за  пользователями, попавшими в текстовую консоль. Прежде
  всего,  командная  строка  оказывается  диалогом  в  чистом  виде. Вы
  спрашиваете  -  машина  отвечает. При этом единственное промежуточное
  устройство,  с  которым  пользователю необходимо научиться работать -
  это  клавиатура. Вы можете сказать, что мышь и GUI обеспечивают те же
  удобства,   но   вдумайтесь:   графический  интерфейс  живёт  в  двух
  измерениях,  тогда как командная строка одномерна (по вертикали - ось
  времени) и всё внимание пользователя может концентрироваться только в
  одном  месте  - на курсоре. Дав новичку понять, что компьютер подобен
  ребёнку  с  ограниченным лексиконом, можно добавить в процесс общения
  человека   и   машины   столь   дефицитный  для  начинающих  комфорт:
  пользователь   уже   не   боится   компьютера,  ибо  превосходит  его
  интеллектуально,  а  общий  синтаксис  беседы предельно прост (глагол
  плюс  название  объекта,  на  который направлено его действие). Такой
  диалог воспринимался новичками как совершенно естественный.

        Второй  важный момент: освоив базовые принципы ведения диалога,
  пользователь  (как  и  в  обычном мире) получал моментальный доступ к
  дополнительной    информации,    которую    мог    использовать   для
  самостоятельного  расширения  своих  знаний.  Текстовый  интерфейс со
  стандартной  опцией  --help и стандартной командой man, подчиняющейся
  правилам  общего  синтаксиса,  помог  многим  пользователям  узнать и
  освоить  более сложные команды/программы, среди которых были редактор
  pico  и  локальная  почтовая  служба  mail. Инструменты, работающие в
  текстовом  режиме,  многие  из  прошедших  перед  этим курс текстовых
  редакторов  Windows, нашли сравнительно более простыми, поскольку тот
  же pico сам объясняет пользователю, что можно и нужно нажимать.

        Как  ни  странно,  но  тот  факт,  что  на экране в один момент
  времени  отображается  только  одна  задача,  начинающие пользователи
  нашли  более  удобным,  нежели  обычную (всё на одном экране) оконную
  смесь  Windows. Впрочем, объясняется такое предпочтение просто: юзеру
  ничто  не  мешает концентрироваться на текущей задаче; когда захочет,
  он сможет обратить внимание на другие, отправленные им в фон (принцип
  перевода процессов в фоновый режим через добавление к командам одного
  символа  схватывался  на лету всё по той же причине следования общему
  синтаксическому  стандарту).  Здесь,  опять-таки, очевидна аналогия с
  повседневностью.

        Наконец,  система последовательного оповещения о работе фоновых
  задач  (в  пику  параллельной  системе,  принятой  в мире графических
  интерфейсов)  даёт  пользователю  дополнительную уверенность в полном
  контроле  - как и в реальном мире. Результат нетрудно предвидеть: все
  из  прошедших через эксперимент нашли командную строку более удобной,
  многие   изъявили   желание   перевести  свой  домашний  компьютер  в
  аналогичный  режим  (Рич  снабдил  их  копиями Mandrake Linux). Таким
  образом,   налицо   противоречие   традиционной   точке  зрения:  GUI
  оказывается  более сложным в изучении инструментом, требующим наличия
  значительного  объёма  первоначальных  знаний (о принципах устройства
  данного варианта интерфейса, о последовательности выполнения операций
  и  т.д.).  Так  что начинать обучение лучше всего с командной строки.
  Впрочем,  возражения  и  идеи принимаются в соответствующем топике на
  форуме
  (http://forum.computerra.ru/?board=ktbest;action=display;num=1079505067;start=0)




Подробная информация о списке рассылки Volgograd