[Sarlug] Цели сообщества

Evgeny Sinelnikov sin на altlinux.ru
Сб Янв 10 23:48:34 MSK 2015

10 января 2015 г., 22:00 пользователь Eugene Moiseev <irunix на gmail.com>
написал:

> У сообщества, к которому ты себя причисляешь, может быть цели и нет. А вот
> у сообщества Free Software, безусловно, есть и они очень давно объявлены.
>
> Ой, а где прочитать?

Я понял к чему ты клонишь, поясню. Речь шла о том, что сообщество Free
Software оформлено вокруг движения за свободное программное обеспечение
(Free Software Movement):

   - https://www.gnu.org/philosophy/free-software-intro.html

Само движение создано, как социальное и политическое движение с целью
гарантировать четыре базовые свободы пользователей программного обеспечения:

   - http://en.wikipedia.org/wiki/Free_software_movement
   -
   https://ru.wikipedia.org/wiki/Движение_свободного_программного_обеспечения

Само же сообщество Free Software объявлено на сайте http://www.fsf.org/, и
ссылается на отдельный сайт LibrePlanet:

   - http://libreplanet.org/

Так вот, если внимательно посмотреть, чем оно занимается, что о себе
заявляет
Free Software Community, то можно заметить какие там указаны цели
деятельности активистов:

   - http://libreplanet.org/wiki/Group:LibrePlanet_Activists

 Goals

   - Educate
      - Teach and mentor learners about free software, programming, and
      other areas of contributing to free software
   - Advocate
      - Promote free software tools through projects, campaigns, and events
   - Supply
      - Provide materials and increase the availability of free software
   - Support
      - Offer help getting and using free software
   - Unite
      - Bridge connections between free software activists and marginalized
      voices

Нет, конечно, можно слукавить и сказать, что к сообществу ты себя
причисляешь, а к активистам - нет. Но сути-то дело это не меняет. У
сообщества Free Software цели имеются.

Другой вопрос состоит в том, что есть сообщества пользователей:

   - Linux User Groups
   - Saratov Opensource Community
   - ...

И эти сообщества, действительно, никому ничего не должны. И целей своих
могли не объявлять, особенно из соображений толерантности. Дабы не обидеть
приверженцев не GPL-based лицензий, пользователей FreeBSD и т.д.

Тем не менее хочу сказать ещё одну крамольную мысль. Сообщества без цели не
имеют смысла. То есть цели, конечно могут быть и не объявлены, но какие-то
цели-то люди сами для себя подразумевают?

   - Ну, там общий интерес.
   - Профессиональные связи.
   - Совместные проекты с применением компетенции отдельных членов
   сообщества.
   - ...

Ещё раз вчитываясь в исходный вопрос и пытаюсь понять: "Что же имелось в
виду?" Может имелось в виду, что члены отдельного сообщества, будучи никому
ничего не обязаны, имеют право на личный интерес и полное отсутствие
общественного интереса, нацеленного вовне. Да, они могут как-то сузить
рамки своих интересов вовне, или сделать их чисто внутри групповыми.

Такое может быть, и что? Например, у нас на странице сайта указано, что
целями Саратовской Linux User Group, по сути, являются (
http://saratov.lug.ru/?page_id=5):

   - взаимный интерес к Linux, или, вообще, к свободному программному
   обеспечению;
   - проведение встреч по этому поводу;
   - общение и обмен опытом.

Но просто так, без повода, такие сообщества не живут. Когда-то, когда
интернет был малодоступен, а техническая информация была многим
малоизвестна и малопонятна, повод был. А потом он постепенно утрачивался.

Только большие заявленные стратегические цели способны удерживать большие
сообщества. В пределе Бог, как универсальное творческое начало. Но ведь для
нас это технические детали, поскольку текущие цели во многом исчерпаны.
Даже непонятно в чём собственно интерес к Linux?

Ведь дистрибутивы отдаляются друг от друга, как галактики -  с ускорением.
Вот и остаётся одной из немногих ключевых целей - интерес к свободному
программному обеспечению, вообще.

Но ведь тогда вышеописанные цели самого Free Software Movement становятся
более существенными. Кстати, в этом году исполняется тридцатилетие GNU:

   - https://gnu.org/gnu30/
   - https://www.fsf.org/news/gnu-system-free-software-celebrate-30-years
   -
   https://www.fsf.org/blogs/community/user-liberation-watch-and-share-our-new-video