Re[3]: [Volgograd] поп дистрибутивы

Pavel Bezborodov p_bezborodov на mail.ru
Пт Дек 5 21:36:02 MSK 2003

Привет Виталик и все-все!

V> да и вопрос в догонку
V> какие дистро используют Gnome по умолчанию

Насколько я помню, так делала раньше RedHat

V> типа Mandrake вроде KDE по умолчанию использует
V> тока не спрашивайте, что значит по умолчанию, когда при инсталляции
V> можно выбрать все что угодно

Debian и Gentoo дефолтных десктопов не предлагают, в ALTLinux'е если
установить несколько десктопов (включаяя KDE и Gnome), то по умолчанию
будет запущен KDM, в котором по умолчанию же будет выбран KDE.

V> вопрос не о Линуксоидах
V> о простых безхитростных пользователях, которые просто используют то,
V> что им предлагают, полагаясь на выбор производителя или еще что-то

Вот пример из жизни ;) Программа, которую мы разрабатываем, должна
работать и под Юникс и под Виндоуз. Поэтому на своем ноутбуке я
работаю то в одной системе, то в другой (точнее так, разрабатываю в
линуксе, а "тестирую" в Виндоуз). Так вот, моя супруга, типичный
представитель бесхитросных пользователей ;), о которых ты упомянул, совершенно не видит
никакой разницы между Windows, KDE и Gnome с Metacity. Более того, IE и Mozilla,
TheBat! и Evolution, Word/Excel и OpenOffice, просмотр DVD - все это имеет
практически одинаковый интерфес, что ей не приходится задумываться как
работать с этими прогами, а она еще тот "компьютерный спец" ;)
Она понимает что работает в линуксе только
тогда, когда в окне диалога открытия файла она не может найти "диска А:\" ;)

Вот только что она мне сказала:
- Ты знаешь, я нажала на крестик в правом верхнем углу окошка и файл
удалился. Я посмотрела в "Корзине", а его там нет... Как же так?
;-))))))))))))))

Мое мнение таково, что на данный момент для рядового пользователя,
который не является "продвинутым", не принципиально в какой среде он
работает - Gnome 2.4 или KDE 3.1 или Виндоуз. Кнопки
минимизации/максимизации/итп расположены одинаково, список задач
внизу, окна переключатся Alt-Tab (если пользователь об этом знает ;),
проги можно запускать щелкая на рабочем столе. Так что на данном этапе
развития этих десктопов (KDE и Gnome) для линукса, мне кажется что
компьютерное невежество подавляющего числа пользователей делает эту
проблему не более чем надуманной.

Да, единственное, что может отпугнуть, это отсутствие кнопки "Пуск" ;)
Но если доходчиво объяснить, что кнопка К с шестеренками или с чем там
еще, или надписью "Программы" выполняет эту же роль, то этого будет
вполне достаточно.

KDE, Gnome - это, конечно, хорошо, но вот что я хочу сказать:
не ими едиными сыт не будешь. Мне повезло "познать сущность вещей" ;)
- работать на нестандартных платформах, использовать функциональное
программирование. После этого в корне меняется представление о
предназначении компьютеров, десктопов и т.п. Мне было забавно испытать
чувство, что мне стало неудобно работать в Виндоуз ;) - командная
строка убогая до невозможности (хорошо хоть в ХР появился
auto-completion), виртуальных рабочих столов нет,
вертикальная/горизонтальная максимизация окон не предусмотрена,
вкладок в IE нет и так далее, и так далее. Чтобы хоть исходники
нормально править, пришлось поставить Windows-версию Emacs ;)

А возьмем к примеру fvwm2. Пусть с первого взгляда он выглядит на так красиво как
Windows/KDE/Gnome, но возможностей по управлению окнами, организации
рабочего стола и всяческих там launcher'ов там в разы больше чем во
всех KDE и Gnome/Metacity вместе взятых. А красивые рюшечки на
заговлоках окон там можно прицепить не менее симпатичные.

Всвязи с моим увлечением функциональным программированием, я поискал в
интернете на предмет функциональных GUI и обнаружил, что многие идеи в
интерфейсах, которые сейчас только начинают использовать и
преподносить как нечто супер-пупер выдающееся, было реализовано еще 20
лет назад на Лисп-машинах. Да и вообще, стало ясно, что остальные языки
программирования черпают вдохновение в Лиспе. Все, чем гордятся,
например, Python или C#, это глючный и корявый вариант встроенных в Лисп
возможностей.
К моему большому сожалению, те функциональные десктопы/wm, которые
существуют для Linux, находятся в замороженном состоянии. Хотя, если
даже Microsoft теперь собирается включать в свой флагманский язык C#
идеи из Ada и Lisp, а также выпускает Haskell (Mondrian), SML и Ocaml
(F#) для .NET, то может быть еще не все потеряно? ;)
Программы, в том числе десктопы, должны быть написаны на правильном языке.
Вот Scheme, например, правильный язык ;) На языке, в котором полтора
оператора, три с половиной ключевых слова и пара специальных форм,
можно, написав всего 15 строчек кода, полчить настоящую
объектно-ориентированную систему с "инкапсуляцией, наследованием и
полиморфизмом", причем более стройную и строгую в классическом смысле,
чем многие языки, гордо именующие себя объектно-ориентированными.
Добавим еще строчек 30 - и мы получаем систему Signal/Slot, которой
славится Qt! Хотя при этом Qt использует специальный препроцессор да и
еще уморительно долго компилирует C++ код. Чувствуете разницу? ;)
Вобщем, если бы как в фильме The Core, мне дали  "бесконечно много
пончиков и подборку всех мультиков про Зену", то я думаю, имело бы
смысл взятся за то, чтобы привести "правильный" десктоп в человеческий
вид ;))) Но только если обеспечат пончиками и мультиками! ;)))))

--
С уважением,
 Павел Алексеевич