[Volgograd] copyright, today and future

Dwarf dwarf на reg.avtlg.ru
Чт Окт 23 17:34:02 MSD 2003

On Thu, Oct 23, 2003 at 03:39:18PM +0400, Александр В. Плеханов wrote:

> единственное, что я могу сказать, - что если бы не копирайт, Оззи Осборн
> давно бы спился. Пусть он 10 раз сволочь, что продает свои песни за деньги,
> однако чтобы петь, нужно что-то есть и не задумываться о работе. И что такое
> копирайт в глазах автора, тоже не понятно. (Мне). Да, я не прав, да я скачал
> мегабайты mp3 оззика из интернета. Но я согласен отдать некую сумму денег за
> его, например, концерт. Или концерты тоже должны быть бесплатными?

Одно дело, когда ты копируешь какую-то композицию какого-то автора,
другое дело, когда автор приходит на концерт и ОБСЛУЖИВАЕТ твои
потребности. Культурные. У тебя есть возможность бесплатно скопировать
концерт? Я не говорю бесплатно пройти, я говорю - скопировать ощущение
присутствия на концерте. Люди будут платить за что-то. Платят не за
Виндовс (например, компании), платят за спокойствие, чтобы их не
теребили поборники авторских прав. Или я ошибаюсь? Народ не покупает
лицензии на программы, народ покупает "индульгенции
невиновности". Чтобы не трогали. Чтобы программа и через 30 дней
работала после установки. Но люди не будут платить за КОПИЮ
чего-то. НИКОГДА. Если ты покупаешь книгу, ты покупаешь именно книгу,
а не произведение. Текст+носитель.

> Да, нельзя ужесточать ограничения и требования авторского права (наверно это
> имеется ввиду под чем-то вроде (усилить копирайт), но и отрицать его ни в
> коем случае неприемлимо. Да какой идиот в условиях современно капитализма
> согласен БЕСПЛАТНО писать игрушки, БЕСПЛАТНО рисовать, работать и
> т.д.

Никто никого не заставляет работать бесплатно. Однако речь идёт не о
предметах искусства, а о программах. Программирование, как известно,
давно стало ремеслом, а не искусством. Но вот методы получения денег
за это ремесло оставляют желать лучшего.

Рассмотри такой пример. Ты платишь денежку, чтобы я (программист фирмы
Фруктовые Торты и Игридиеты Инк.) пришёл и рассказал тебе рецепт
яблочного пирога. Я прихожу, рассказываю, ты записываешь. Но перед
этим я тебе даю почитать EULA (End User Licence Agreetment), где
сказано, что, если ты передашь копию этого рецепта кому-нибудь
другому, свою копию ты ДОЛЖЕН сжечь (съесть, спустить в унитаз). Тарас
приходит к тебе за рецептом яблочного пирога, ты ему рассказываешь, он
записывает. Что ты теперь должен сделать? Согласно закону и EULA -
съесть на глазах у Тараса свою копию рецепта. Почему?  Да потому что
фирма Фруктовые Торты Инк. хочет сама продать каждому гипотетическому
Тарасу этот самый рецепт за 300 удушенных евреев.

И этой фирме наплевать, что Тарас ни за что не заплатит 300 евреев за
яблочный торт, лучше он будет готовить земляничный (Strawberry Tort)
торт. Но, по словам этой фирмы (Fruit Torts Inc), ты её ОБОКРАЛ на 300
всё тех же утопленных евреев. Есть тонкости, Санёк, над которыми нужно
всем нам думать, прежде чем заявлять, что всё просто и "закон есть
закон". Сейчас-то как раз разговор идёт не о применении того или иного
закона, а о вменяемости некоторых позиций этого закона.

Законы тоже пишут люди. Прокуратура, конечно, по роду деятельности
должна полагать, что закон - это некоторая константа, от которой
необходимо отталкиваться в своей работе. Но как гражданин ты должен
понимать, что законы нам даёт не Господь Бог, а двуногие, двуухие его
твари. И общество должно решать, по каким законам жить. Кстати,
насколько мне известно, насчёт копирайта ничего не сказано в
Библии. Я, правда, могу ошибаться.

> [...]
> Блин вот ведь сволочи - мучались, рисовали, творили, а потом гады не хотят
> бесплатно часть своей души отдавать, а обязательно за мерзкие наличные
> деньги, да еще и за доллары продают, ограничивая мое право смотреть на их
> продукт. ГАДЫ!!! Да ведь они же ЕЩЕ И ЕСТЬ ХОТЯТ!!!! А_А_А_!!! КАК не
> стыдно - а ведь творцы, интеллигенция.... Да плевали на нас и Битлз, и Оззи,
> и Скорпионз, и Квин, и Эндрю Ллойд Уэббер, и Сметана, и Пресли и все со
> своей высокой колокольни в современном обществе. Однако из-за денег мы
> способны слышать их песни - продукт истинного творчества и достойный.

Никто не собирается отбирать у автора его творение. Тем более -
картины. Если ты отберёшь у художника его картину, то он останется без
картины. Если ты скопируешь программу, что у программиста она
исчезнет?

<skip>

> продал что-то не тому, и тот его кинул, загребая деньги себе. Однако автор
> бы курил приму с заваркой, если бы не было копирайта и он не получал бы за
> это деньги. Мы живем в веке информации
> (каменный-бронзовый-железный-ядерный-информационный) и продукт мысли есть
> высшая ценность. Введения собственности на идею ограничивают ее
> распрпостранение? да в современном обществе убирание собственности на идеи
> породит их полное отсутствие.

Прости, это чушь. Абсолютная. Как раньше люди думали, сочиняли, так и
будут сочинять. Это агитка ("Не будет копирайта - пипец инновациям!")
всё тех же поборников копирайта. Что, Иллиаду Гомер писал только для
того, чтобы продать её подороже? Или Менделеев лично хотел обогатиться
за счёт распространения плакатиков с циферками и буковками, кои сейчас
висят в каждом кабинете химии?

<skip>

> С момента рождения идеи, она принадлежит автору. Но вот тот, бедняга, не
> знает, как ей распорядиться, и она ему нафик не нужна. А тут приходит на
> выручку мистер Твистер, капиталист, и говорит: "Твою мать, да ведь это круто
> это нужно всем и на этом можно делать деньги!!!"

Кто спорит. Пущай продаёт. Только этот самый mr. Твистер хочет не
только в какой-то стране Х продавать. Он хочеть везде продавать. А
как? Да так: нужно в той стране узаконить его (мистера Твистера) право
продавать то, что он хочет продавать. Что ни есть гуд, потому что:

1. мр. Твистер лезет во внутренние дела другого государства.
2. Меняет законы ради собственного обогащения. Причем собственного, а
не того государства, где он меняет законы. Это в принципе, нормально,
он же собственник. Но гражданин той страны, куда лезет этот мистер
тоже может сказать "А не пошёл бы ты, дядя".

Кстати говоря, Мексика (я могу ошибаться) наплевала на права копирайта
и стала производить сама некий препарат Х от СПИДа, который до этого
приходилось закупать за рубежом за нехилые бабки. Правообладатель
пошумел, но не сильно, потому что в Мексике закон разрешает в целях
всего НАСЕЛЕНИЯ страны (в данном случае - борьбе со СПИДом) ложить
большую кучу сами знаем чего на это самое правообладание. И правильно
- нужно людей лечить, а не играть по чужим правилам в игру "стань
цивилизованной страной".

> И благодаря мистеру
> Твистеру, причем в той же степени, сколько и автору, то есть благодаря той
> самой гадостной акуле шоу-бизненса, которую поливает грязью автор, благодаря
> "ТОРГАШАМ", мы имеем возможность общаться с великими идеями, воспринимать
> их, пользоваться ими, распространять их.

Кстати говоря, кое-кто считает, что если бы не т.н. ПИРАТЫ,
информатизация нашей страны была бы сейчас где-то на уровне республики
Чад. Ты готов наскрести 500 ушлых ежей на железо, а найдёшь ли ты ещё
500 на те же Винд+Офис+Прочая шелуха? Торгашам наплевать, что у тебя
зарплата 100 долларов в месяц, а не 1000 как у них. И уровень жизни,
соответственно, раз в 20 различается...

> Альтернатива пока одна - свободное авторское право, но она не может
> устраивать всех, по крайней мере сейчас.

Можно поподробнее про свободное авторское право? А устраивать всех ни
что никогда не будет. Наивно думать, что и "низы захочуть и верхи
замогуть". Это они не хотеть и не мочь одновременно могут.

> Здесь может идти речь о переделке
> общества и экономики, так как право - явление надстроечное по отношению к
> экономике, по отношению к политике. Не надо менять следствие. Вот и
> получилось, что уперлись мы вообще не туда. То есть может и туда, но тут мы
> более бессильны.

Как раз разговор об этом и идёт. Совершенно верно, вопрос давно вышел
за пределы правоприменения, идёт разговор о самом праве, разве не так?
Кто же будет совершенствовать право? Дума? Президент?

Путин едет по стране
На серебряном коне,
Путин всем людям поможет, дай ему здоровья, Боже.

Чего-то меня влево повело...

Dwarf (aka Maxim V. Kovrov).

first Saturday after first full moon in Winter